В последнее время активизировались мошенники, предлагающие компьютерную помощь за считанные гроши. Рассказываем, как не попасться.
Наверно, все видели на подъездах, столбах, автобусных остановках яркие объявления типа "Компьютерная помощь быстро, недорого, с гарантией". И ладно, если это будет школьник-самоучка, который таки окажет компьютерную помощь за деньги на лимонад, но некачественно, и впопыхах. Хуже, если автором объявления будет матерый мошенник, знающий все о психологии человека. Такой может прийти, выполнить работу как попало, а затем потребовать куда большую сумму, чем было оговорено ранее. Если откажетесь платить - будут угрожать судом и полицией, ведь вы уже подписали договор... И вот человек в отчаянии отдает последние деньги аферисту...
Но это не значит, что все частные мастера - мошенники. Всегда есть честные мастера, которые выполняют свою работу ответственно, соблюдая условия договора или работающие на себя.
Однако, как их обнаружить, когда вокруг расставлено столько сетей?
Для этого нужно знать основные признаки компьютерного афериста:
- Предлагает бесплатную диагностику с выездом на дом. При этом обязательного условия о ремонте не ставит. Разумеется, никто в здравом уме не поедет в другую часть города, не обладая гарантиями, что после диагностики Вы закажете ремонт. Даже обычное перемещение по городу чревато временными и финансовыми потерями, поскольку нужно потратить солидное количество времени, чтобы добраться до пункта назначения. Не говоря уже о тратах на бензин, цены на который неустанно растут. А если у мастера нет гарантий того, что Вы воспользуетесь его услугами, то подобная ситуация выглядит, как минимум, странно. Бесплатный выезд мастера на дом возможен, но только в том случае, если Вы гарантируете, что после качественно проведенной диагностики устройства закажете его ремонт. И то, такая услуга считается бесплатной условно, ведь вам все равно придется платить.
- После диагностики не называет стоимость работы, а выполняет её сразу. Прекращайте сотрудничество с такими «мастерами», едва увидев подобный признак! Помните: стоимость ремонта должна быть оговорена сразу, после диагностики устройства, до непосредственного выполнения работ. Иначе «мастер» выставит такую запредельную цену, которую Вы не сможете оплатить. В редких случаях, когда повреждение устройства серьезное, стоимость может быть указана после проведения ремонта. Правда, такой ремонт вряд ли будет проводиться по месту жительства клиента.
- «Мастер» начинает крутить возле ноутбука непонятным прибором (к примеру, мультиметром). Как минимум, это говорит о непрофессионализме ремонтирующего. Конечно, ситуации бывают разными, но вряд ли мастер будет использовать мультиметр, когда рядом нет оборудованного рабочего места, оснащенного лабораторным блоком питания, осциллографом, микроскопом, паяльной станцией и т.д.. Да и на дому такую работу делать не принято. К слову, если «мастер» разбирает ваш ноутбук, пристально следите за его действиями. Обычно, у клиента на дому выполняются несложные действия с устройством: замена диска или оперативной памяти. А вот долгое «копание» во «внутренностях» техники должно насторожить. Полностью разбирать компьютер, с извлечением всех комплектующих и материнской платы, можно только на оборудованном рабочем месте.
- «Мастер» начинает сходу запугивать клиента, говоря о страшном вирусе в компьютере, который, если вовремя не устранить, накроет всю операционную систему, компьютер перестанет включаться, и придётся покупать новый. Это направлено, в первую очередь, на пенсионеров - людей, которые чаще всего испугаются и поверят, и будут готовы отдать любые деньги, только бы избавиться от этих вирусов. Обязательно должна быть подводка к цене, наподобие: «удалить такой вирус могу только я, но это будет стоить дорого». Помните: ни один вирус не способен вывести компьютер из строя до такой степени, чтобы пришлось менять его на новый. Даже если вирусов много, даже если они не удаляются и уже успели подпортить работу операционной системы - можно просто её переустановить.
- Есть ещё один явный признак непрофессионализма мастера – все неисправности оборудования он объясняет наличием в нем пыли: «Компьютер тормозит? Да это перегрев от пыли, сейчас почистим! Не включается? Пыль! Постоянно выключается сам по себе? Ну точно пылью забился!». Нормальной диагностики при этом не будет, диагноз ставится наугад. Бывают случаи, когда ноутбук действительно забивается пылью, что ведет к проблемам с системой охлаждения, и, как следствие, - перегреву. Да, игры после этого начнут тормозить, а вкладки браузера – открываться с долгими загрузками. Но это отдельный случай. Не всегда проблема с устройством вызвана скоплением пыли в его внутренней части. Отказ включаться может быть следствием поломки блока питания, тормоза и вылеты приложений - симптомами неисправности оперативной памяти, очень сильные тормоза и отказ операционной системы загружаться - указателями на смерть жёсткого диска. И если мастер постоянно сетует только на пыль, не аргументируя никак свою позицию – велика вероятность обмана.
Если мастер начинает ставить какие-то условия, шантажировать, всегда есть другие мастера, которые проведут ремонт с меньшими возмущениями. При этом не стоит путать неоправданно завышенную цену с реальными случаями, когда в ходе ремонта мастер выявил новые неисправности, для устранения которых понадобилось много времени. Тогда да, он может попросить о чуть большей цене, виду приложенных усилий, но это можно поставить в вину ему –опытный мастер всегда учтет все неполадки устройства перед его ремонтом.